Ральникова Ирина Александровна

  • подразделение факультет психологии и педагогики
  • должность заведующий кафедрой социальной психологии
  • ученая степень доктор психологических наук
  • ученое звание профессор
  • офис г. Барнаул, пр. Ленина, 61, каб. 311Л
  • телефон (3852) 366-161

Преподаваемые дисциплины

  • Социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Социально-психологический тренинг;
  • Индивидуальное психологическое консультирование;
  • Тренинг коммуникативной компетентности;
  • Супервизия консультативной деятельности психолога;
  • Супервизия в практической работе психолога;
  • Основы исследовательской деятельности;
  • Основы прикладных исследований в психологии.
Электронные курсы на Едином образовательном портале АлтГУ

Образование

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (1994 г.). Специальность: Психолог, преподаватель психологии. Аспирантура факультета психологии МГУ (1997 г.)
  • Кандидатская диссертация по теме «Представления о жизненных перспективах старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути» по специальности 19.00.05 – Социальная психология, Москва, МГУ, 1997 г.
  • Докторская диссертация  по теме «Перестройка системы жизненных перспектив человека в контексте переломных событий» по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии, Томск, ТГУ, 2012 г.

Повышение квалификации и переподготовка

Свидетельство государственного образца о повышение квалификации по социологии (300 часов), 6 удостоверений государственного образца о краткосрочном повышении квалификации (72 часа),  диплом победителя конкурса грантов 2000 года, почетный диплом лауреата VIII конкурса Европейской Академии для молодых ученых России по разделу “Гуманитарные науки», почетную грамоту за вклад в развитие университета, почетную грамоту за выдающиеся успехи в научно-исследовательской деятельности, почетную грамоту за активное участие в развитии факультета, Благодарственное письмо от Администрации г. Барнаула, благодарственное письмо от Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, 11 сертификатов участия в различных обучающих программах международного и всероссийского уровня, в том числе долгосрочных, наиболее значимые из них: долговременная учебная программа «Теория и практика гештальт-терапии» (415 часов), Международный практический семинар повышения квалификации гештальт-терапевтов (432 часа),  Международная обучающая программа «Сеть социальных контактов» (126 часов), семинар-тренинг «Психологические процессы в организации» (112 часов), обучающий семинар «Теория поля в психотерапевтическом процессе» (72 часа), семинар-тренинг «Искусство универсальной продажи» (30 часов); повышение квалификации  по дополнительной профессиональной программе «Особенности преподавания в вузе с использованием системы дистанционного обучения» (16 ч.), 2016 г.; повышение квалификации  по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование в высшей школе» (16 ч.), 2016 г.

Почетные звания и другие заслуги

  • Диплом победителя конкурса грантов (2000 г.);
  • Почетный диплом лауреата VIII конкурса Европейской академии для молодых ученых России по разделу «Гуманитарные науки» (2001 г.);
  • Почетная грамота за вклад в развитие университета (2008 г.);
  • Почетная грамота за выдающиеся успехи в научно-исследовательской деятельности (2007 г.);
  • Почетная грамота за активное участие в развитии факультета (2003 г.);
  • Благодарственное письмо от администрации г. Барнаула (2009 г.);
  • Благодарственное письмо от Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (2007 г.);
  • Почетная грамота за многолетний добросовестный труд в системе образования и наук (2013 г.);
  • Диплом III степени в  номинации «Лучшее научное издание» в I Международном конкурсе «Лучшая книга по психологии» (2016 г.);
  • Благодарность за проведение открытых лекций (2016 г.);
  • Свидетельство о занесении в Галерею почета Алтайского государственного университета в 2017 г.;
  • Поддержка проектов в форме грантов:
    1. РГНФ: № 97-03-0435, «Социальная логотерапия как научная дисциплина, учебный предмет и технология социального управления», 1997–1998,
    2. РГНФ: № 99-06-00142, «Психологические механизмы формирования жизненной перспективы старшеклассников в контексте жизненного пути», 1999–2001,
    3. РГНФ: № 02-06-00034а, «Основные тенденции взаимосвязи структуры ценностно-смысловых образований и специфики переживания времени жизни личностью в ситуации "множественного кризиса"», 2002–2003,
    4. РФФИ: № 96-15-98629, «Социология жизненных сил человека», 1997–1999,
    5. РФФИ: № 00-06-80455-а, «Регион экологического неблагополучия как объект социально-психологического исследования», 2000–2002,
    6. РФФИ: № 99-06-80455-а, «Социальные изменения на рубеже XX–XXI веков: историко-культурные и актуальные политико-экономические основания трансформации представлений о социальной справедливости, 1999–2001,
    7. РФФИ: № 01-06-06013, Программа поддержки молодых ученых, 2001,
    8. Минобразование РФ: № 89, Исследование психологических проблем здоровья населения региона экологического неблагополучия, 1998–1999,
    9. Минобразование РФ: № 58, «Социальная безопасность и социальные риски воспроизводства девиаций: проблемы взаимообусловленности в современных нестабильных социально-экономических условиях», 2009–2011,
    10. Минобразование РФ: № 5.4482.2011, «Психологическая адаптация человека к экстремальным ситуациям», 2011– 2014,
    11. РФФИ № 17-36-00023,  Конкурс поддержки молодых ученых 2017 года «Жизненные перспективы человека в изменяющемся мире», 2017–2019,
    12. Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-2-001568, «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее», 2018.
  • Участие в разработке и осуществлении программ  переподготовки:
    • Программа профессиональной переподготовки «Технология психологического тренинга в бизнесе» (1100 часов) (2016–2017 гг.; 2017–2018 гг.)
    • Программа профессиональной переподготовки «Психолог в социальной сфере» (1100 часов) ( 2017–2018 гг.)/

Диссертации, защищенные под руководством

  • Гурова Ольга Сергеевна, «Психологические особенности планирования жизненных перспектив участниками локальных войн», 2004;
  • Шмыкова Ирина Владимировна, «Ценностная обусловленность психологического времени женщин с пищевой аддикцией», 2005;
  • Ипполитова Елена Александровна, «Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни», 2005;
  • Шмакова Светлана Сергеевна, «Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов», 2008;
  • Чучкова Галина Сергеевна, «Интернет-коммуникация как фактор личностного развития (на примере общения в чатах)», 2008;
  • Смирнова Яна Константиновна, «Суверенность как предиктор временной трансспективы подростков, оставшихся без попечения родителей», 2015.

Профессиональные интересы

  • психологическая терапия,
  • психологический тренинг,
  • жизненные перспективы человека,
  • психология межличностных отношений,
  • психология общения.

Профессиональная деятельность

Общий стаж работы – 25 лет.
Стаж работы по специальности – 20 лет.

Поддержка проектов в форме грантов:
  • РФФИ, 2000–2002, №00-06-80002 «Регион экологического неблагополучия как предмет социолого-психологического исследования».
  • Минобразование РФ, 2001–2002 «Время в социальной психологии: предмет научного поиска, учебная дисциплина, основа практических технологий».
  • РФФИ, 2001–2001, №01-06-06013 Программа поддержки молодых ученых.
  • РГНФ, 2002-2003, 02-06-00034а «Основные тенденции взаимосвязи структуры ценностно-смысловых образований и специфики субъективного  переживания времени жизни личностью в ситуации «множественного» кризиса».
  • Государственный контракт № 02.740.11.0360 «Социальные риски воспроизводства девиаций и  социальная безопасность населения России: проблемы взаимообусловленности и трансформации в современных условиях кризисного состояния общества» 2009–2011 г.
Участие в программах  повышения квалификации в качестве разработчиков  и ведущих программ:
  • «Психологическое обеспечение современных образовательных технологий в учебных заведениях начального профессионального образования».
  • «Психологическая культура личности» (для преподавателей высшей школы, работников среднеспециальных учреждений, общеобразовательный школ).
  • «Социальная психология в работе государственных и муниципальных служащих».

Публикации

  • Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст: монография. – Барнаул, 2002.
  • Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека: монография / под ред.  Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой и др. – Барнаул, 2009.
  • Демина Л.Д., Ральникова И.А. PSY-лифт, или Пути преодоления  депривации ойкумены личности: монография. – Томск, 2009.
  • Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения: монография. – Барнаул, 2012.
  • Ральникова И.А. Психология жизненных перспектив на этапе переломных событий: монография. – Барнаул, 2012.
  • Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Психология жизненного пути человека: учебное пособие. – Барнаул, 2014.
  • Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье личности: научная монография. – Барнаул, 2014.
  • Ральникова И.А., Солдаткина А.К., Шамардина М.В. Проблема проектирования жизненных перспектив подростками с диагнозом «сахарный диабет»  // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015. – № 34; URL: http://novainfo.ru/archive/34/problema-proektirovaniya-perspektiv-podrostkami-sdiagnozom-diabet.
  • Ralnikova I.A., Ippolitova, O.S. Gurova, L.D. Demina, M.A. KostenkoInvariant Transformation of Human Time Representations at the Stage of Turning Events // Asian Social Science. – 2015. – Vol. 11.
  • Ральникова И.А., Залевский В.Г. Деформация временных представлений лиц, осужденных к лишению свободы // Известия Алтайского государственного университета.  Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 3/1 (87).
  • Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности. Учебное пособие. – Барнаул, 2016.
  • Ральникова И.А., Гурова О.С., Смирнова Я.К. Методы социальной психологии. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Я. К. Смирнова; АлтГУ. – Барнаул, 2017. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – № гос. регистрации 0321702322. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3547.
  • Неупокоева М.Н., Ральникова И.А. Жизненные перспективы преподавателей высших учебных заведений с синдромом эмоционального выгорания // Мир науки, культуры, образования. Серия: Психологические науки. – 2016. – № 3 (58).
  • Ральникова И.А., Ипполитова Е. А., Даренских С.С. Семейные перспективы мужчин и женщин с диагнозом бесплодие  // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – 2016. – № 12. – Том 2.
  • Ральникова И.А., Шамардина М.В. Временная перспектива сотрудников исправительно-трудовых учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Том 6. – № 2 (19).
  • Ральникова И.А., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы  современных мужчин и женщин с разным уровнем притязаний // Вестник научных конференций. – 2017. – № 7 –1 (23). Наука и образование в XXI  веке: по материалам международной  научно-практической  конференции, 31 июля 2017 г. – Часть 1.
  • Смирнова Я.К., Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Темпоральные ориентации как аспект построения жизненных перспектив подростков, оставшихся без попечения родителей / /Современная психология и педагогика: проблемы и решения / Сб. ст.  по  материалам  I  междунар.  науч.-практ.  конф.  № 1 (1). – Новосибирск, 2017.
  • Гаськова Ю.В., Ральникова И.А. Жизненные перспективы в сфере профессиональной деятельности у студентов, осваивающих творческие специальности // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 65.